промо аудита
заказ звонка

Проектирование сайта: задачи, процесс и результат

Предположим, вы приняли решение о создании сайта. С чего начать? Каким ему быть? Как привлечь внимание и удержать посетителя? Над чем стоит в первую очередь задуматься, создавая ресурс, чтобы сделать его эффективным инструментом генерации прибыли? О том, как имеет смысл организовать процесс проектирования интернет-ресурса, какие трудности могут появиться в ходе этого процесса и как их избежать, вам расскажет данная статья.

То, каким образом спроектирован сайт, играет первостепенную роль на столь значимых этапах как удержание посетителя на сайте и трансформация посетителя в контакт. Более подробно суть этих этапов коммуникации с посетителями ресурса, а также ключевые метрики этих этапов описаны в статье «Общие принципы управления Интернет-магазином».

По нашему опыту, грамотно спроектированный сайт может увеличить коэффициент конвертации посетителей в контакты (отношение числа контактов к общему числу посетителей сайта) на 5-10%.

Теперь приведем простой числовой пример. Если на ваш сайт в день приходит 1000 человек, то для правильно и удобно спроектированного сайта это может означать увеличение числа контактов с потенциальными покупателями на 50 ежедневно. При 10% уровне конвертации контакта в клиента это 5 дополнительных продаж в день. При цене средней товара в 4000 рублей и средней маржинальной наценке на товар в 1000 рублей, прирост оборота за счет грамотной проектировки сайта составит 20 000 рублей в день, а прирост валовой маржинальной наценки – 5 000 рублей в день, или свыше 100 000 рублей в месяц. Что и говорить о более крупных проектах, где ежемесячный эффект может достигать миллионов рублей. Вот почему этап проектирования сайта имеет столь важную роль.

Что же стоит за этим словосочетанием? А стоит за ним серьезная работа по анализу и прогнозированию перемещения пользователя по сайту. Работа эта направлена на достижение одной единственной цели – независимо от логики и склада мышления пользователя обеспечить ему попадание на интересующую его страницу сайта.

Главная проблема на этапе проектирования сайта связана с субъективностью мнения разработчиков. К сожалению, наш мозг устроен так, что нам кажется, что наша логика и ход мыслей являются единственно верными. Это самая большая ошибка, и поэтому к процессу проектирования сайта имеет смысл привлекать как минимум двух, а лучше трех специалистов с разным опытом и складом мышления. Кроме того, стоит помнить, что даже спроектированный такой командой сайт перед запуском должен быть протестирован на группах пользователей, причем желательно из фокусного сегмента посетителей.

Физически процесс проектирования интернет-ресурса выглядит как последовательное рисование страниц сайта. Причем последовательность этих страниц соответствует «веткам» мышления и нуждам пользователя. Предположим, вы проектируете интернет-магазин, продающий некий товар. Не секрет, что для обеспечения продвижения вашего ресурса в поисковых системах вам потребуется определенное количество уникального текстового контента на сайте. Но этот контент, изложенный, например, в форме статей, выполняет также другую важную роль – позволяет посетителю сделать выбор в пользу того или иного продукта, представленного на вашем ресурсе.

Итак, ваш сайт должен любому клиенту в любой момент его пребывания на сайте предоставить возможность как ознакомления со справочной информацией, так и перехода к странице товара, если желание произвести покупку уже сформировалось. Реализовать логику сайта в данной ситуации можно, например, путем создания двух навигационных меню: верхнего горизонтального и вертикального левого.

Горизонтальное меню при этом кроме информации о вашей компании и прочих бизнес-атрибутов должно иметь вкладку «Статьи» или «Как выбрать…» (вместо точек можно поставить название товара). При этом особенно важно дать посетителю сайта понимание, куда он придет, нажав кнопку меню. Добиться этого можно, снабдив левое вертикальное меню заголовком с пояснением «Магазин. Здесь вы можете заказать товары из нашего ассортимента». В таком случае у человека появится понимание, что если левое вертикальное меню — это рубрикатор магазина, то верхнее горизонтальное меню – это нечто другое.

При проектировании сайта необходимо помнить, что какой бы логике не следовал посетитель, у него всегда должна быть возможность переключиться на другой ход мышления. Так, если посетитель начал изучение сайта с просмотра тематических статей, то, находясь на странице каждой статьи, он должен иметь возможность в 1-2 клика перейти к покупке товара или, по крайней мере, к контакту. И наоборот, если посетитель пришел с целью свершения покупки, у него должна быть возможность ознакомиться со всеми релевантными материалами, которые поспособствуют свершению сделки.

При этом стоит помнить, что основная цель интернет-магазина – это продажа товара. Поэтому, находясь на странице информационно-вспомогательного характера, посетитель должен обязательно обратить внимание на возможность приобретения товара на данном сайте. Добиться этого можно, к примеру, посредством использования ярких цветов или провоцирующих слоганов. Когда же посетитель находится на странице товара, и, возможно, от принятия решения о покупке его отделяют какие-то секунды, его лучше не отвлекать яркими цветами и призывными слоганами, а вспомогательную информацию лучше вывести в удобное место, например, в правое вертикальное меню, чтобы всегда была под рукой.

Последний практический совет посвящен организации самого процесса описания логики перемещения посетителя по сайту и проектирования сайта. Помимо прорисовки содержания страниц, имеет смысл фиксировать возможную логику переходов посетителя по сайту с использованием процессных диаграмм MS Visio. Этот инструмент поможет дать полную картину информации, которую в любой момент должен наблюдать посетитель на своем экране.

В завершении хотелось бы отметить, что, к сожалению, этап проектирования сайта либо просто опускается, либо не получает достаточно внимания разработчиков. Это чревато значительным снижением будущих доходов, а то и вовсе провалом перспективной бизнес идеи. Поэтому мы рекомендуем сосредоточиться на этом этапе как на одном из самых важных не только в цепочке создания сайта, но и организации вашего электронного бизнеса.


С уважением,
Екатерина Щербак

С уважением,
Сергей Иванов